Часть 1. Выбор смолы, транспортировка, хранение, смешивание


Эпоксидная смола

Всякими штуками из эпоксидной смолы я начал заниматься в 2011. Первой смолой была французская Crystal Resin Gedeo, позже появилась американская (нашёл на vvstyle.ru). Очень приятная в работе смола, так бы и работал с ней, но цены стали кусаться. Поэтому в последние годы пришлось активно искать новых производителей и поставщиков. И раз уж я заговорил о ценах, то с них пожалуй и начну. Сразу сдам все явки и пароли, так сказать.



 

Адреса магазинов
Марка смолыПроизводитель (страна)Где можно найтиЦена в рублях (за 300 мл или 300 гр)
1 Crystal Resin Gedeo Pebeo, Франция ru.pebeo.com 1490
2 Смола прозрачная ювелирная эпоксидная для "объемной линзы" США vvstyle.ru 1555
3 Crystal Россия hobbymagic.ru 870
4 CRYSTAL Clear Resin master-fimo.ru 500
5 Brilliant Resin master-fimo.ru 700
6 EPOXY 520(921) Чехия master-fimo.ru 600
7 Crystal Glass Россия handstory.ru 570

 

Выбор смолы

Теперь пройдусь немного по свойствам. Я не стану приводить точные технические параметры упомянутых смол, поделюсь своими личными ощущениями.

 

1. Crystal Resin Gedeo Pebeo, Франция. Единственная смола, которую можно купить в заводской упаковке, а не в саморазливных флакончиках. Легко разводится, практически не пузырится (пока я работал с этой смолой, то и не знал такой напасти), довольно быстро твердеет. Классика жанра так сказать.

Из минусов могу отметить только относительно высокую цену и легкую желтизну, появляющуюся в отливках по прошествии времени.

 

2. Смола прозрачная ювелирная эпоксидная для «объемной линзы», США. Вот такое вот длинное название. Но смола просто замечательная: легко разводится, не пузырится. За счет тягучей консистенции позволяет отливать качественный высокий купол. При этом практически не дает «усадки». Очень прочная после затвердевания. А затвердевает ещё быстрее, чем Crystal Resin Gedeo Pebeo.

Но это единственная смола, у которой написано «Беречь от солнца и холода от 5 градусов… При среднесуточной температуре +5 градусов по Цельсию отгрузка смолы происходит под вашу личную ответственность». Для всех остальных смол холод не страшен. Поэтому, когда однажды я самовывозом забирал эту смолу зимой, то нёс её как маленького котёнка за пазухой.

Минусы те же – высокая цена и лёгкая желтизна со временем.

 

Теперь о двух российских смолах: 3. Crystal (hobbymagic.ru) и 7. Crystal Glass (handstory.ru). Первой я пользовался около года, вторую только что нашел в интернете, получил посылку и еще не успел опробовать.

Обе смолы, как мне кажется, удивительно похожи друг на друга, несмотря на различные пропорции смешивания. Производитель на сайтах назван весьма условно: Россия. Но лично у меня возникает ощущение, что и та, и другая смола родом из питерского семейства под общим названием ПЭО (www.lfpti.ru), просто расфасованы по пузырькам и обозваны наподобие французского аналога (но это мои личные догадки). Кстати, очень часто при описании эпоксидной смолы делают отсылку: «аналог Crystal Resin».

Поскольку Crystal Glass (handstory.ru) я только что получил и ещё не успел опробовать, то её пока трогать не буду, поделюсь лишь впечатлениями от Crystal (hobbymagic.ru).

Очень прозрачная смола, хорошо смешивается, пузырей немного и они легко удаляются: для этого достаточно разведённой смоле просто дать отстояться 15-30 минут. Пузыри всплывают на поверхность, где их легко удалить чем-нибудь вроде зубочистки. Имеет три разновидности, отличающиеся циферкой на конце: 6, 7 и 9. Шестёрка предназначена для заливки в формы (она жидкая и хорошо заполняет все пустоты молда), а девятка – для создания высокого купола (она для этого сделана гуще). Соответственно семёрка занимает промежуточное состояние и применяется как для заливки, так и для создания купола.

Я покупал только девятку, так как чаще приходится делать купол. Впрочем, я её вполне адекватно залил пару раз в молды. В качестве примера – браслет с бутонами шиповника.

Вот только после французского и американского аналогов было очень заметно увеличившееся время застывания смолы. Но к этому можно приноровиться. Приходится увеличивать временной интервал между разведением смолы и непосредственной заливкой. То, что раньше занимало полчаса-час, теперь отнимает до 2-3 часов (иногда и дольше, – зависит от температуры и влажности в помещении).

Именно на этой смоле я очень конкретно прочувствовал зависимость времени застывания от температуры и влажности. Осенью, когда на улице уже достаточно сыро и прохладно, а отопление в домах еще не дали, в помещении становится очень влажно. В это время я решил к очередной ярмарке залить немного свежезасушенных цветов. Это был тихий ужас: в силиконовом молде смола застывала около двух суток. Часть цветов не выдержала такой медленной «варки» и напрочь лишилась окраски. После первой же отливки я отложил эту затею до начала отопительного сезона. При использовании французской и американской смол такой конкретной зависимости не наблюдалось, я даже в межсезонье вполне успешно отливал свои украшалки.

И еще одна особенность: смола явно содержит отбеливатель. В большинстве случаев меня это вполне устраивает: нет лишней желтизны. Но при заливке сухоцветов могут возникать проблемы: некоторые сухоцветы при заливке этой смолой резко меняют цвет (при этом французская и американская смолы на этих же цветах не дают такой реакции).

 

4. CRYSTAL Clear Resin (master-fimo.ru). Вполне хорошая бюджетная смола, мне даже поначалу застывание мне немного напомнила французскую: хорошо разводится, быстро застывает. Вот это быстрое очень понравилось. Поскольку моя мастерская – это наша кухня, то купол я обычно заливаю поздно вечером, когда всех прогоню спать, и сам потом ухожу на цыпочках, а утром спокойно убираю всё куда-нибудь подальше для окончательного застывания. С российскими смолами этот процесс растягивается во времени и для некоторых отливок может закончиться катастрофой (линза из смолы стекает, т.е. идёт в брак).

Но есть серьёзный минус: при отверждении даёт весьма заметную усадку, т.е. красивый купол после застывания слегка опускается и местами заметны лёгкие «морщинки» на поверхности от такой усадки. Купол приходится отливать за 2-3 подхода. Та же усадка происходит и в молдах: наливаешь смолу под завязку, с небольшой горкой, а на утро видишь небольшую ямку. В остальном смола, как я уже сказал, вполне хороша, и я планирую её и дальше заказывать.

Есть ещё один минус: нельзя разводить эту смолу в большом объёме, потому что она начинает очень быстро нагреваться, а это чревато моментальным застыванием (опишу этот процесс ниже). При этом заметное нагревание начиналось уже с довольно смешной дозы – половина одноразового стаканчика (т.е. 50 мл.).

 

Ну и в завершение опишу две смолы, которые я заказывал на master-fimo.ru, и больше никогда заказывать не стану: 5. Brilliant Resin и чешская 6. EPOXY 520(921). Оговорюсь, чтобы не было недоразумений: заказывать не буду не на этом конкретно сайте, а вообще нигде. На master-fimo.ru мне вполне понравилась CRYSTAL Clear Resin, её и буду дальше заказывать. К тому же у них хорошие молды, красители и ещё много чего интересного. Сам по себе сайт хороший, но эти две смолы мне не понравились.

Brilliant Resin: эту смолу я попробовал только один раз, польстившись на обещанный «эффект кристальной прозрачности». Что-то не вышло у меня этой прозрачности. Как я не пытался размешивать очень медленно и аккуратно, все разы у меня было немыслимо много пузырей, от которых никак не удавалось избавиться (смола довольно густая и очень быстро начинает схватываться).

Пара примеров для этой смолы. В первом случае я использовал пузырьки для имитации льда (лёд получился правдоподобным, но это не то, что я хотел получить). Во втором примере (может не очень хорошо заметно, но другого снимка не сохранилось) использованы две смолы: Brilliant Resin с кучей пузырьков использована в качестве фона, а сверху – заливка смолой CRYSTAL Clear Resin.

К тому же она оказалась единственной из всех опробованных смол достаточно хрупкой. Смола местами просто откалывалась, когда я пытался её шлифовать пилками. И не так хорошо как остальные держалась на полимерной глине (при попытке отшлифовать неровности на краю линзы иногда смола заметно отслаивалась от основы).

Чешская EPOXY 520(921): пузырей образуется не так много как у Brilliant Resin, но всё же достаточно, чтобы отпало желание заказывать эту смолу еще раз. Прочитал, что можно ускорить выход пузырьков с помощью прогрева на водяной бане. Но, если есть аналоги, которые не надо греть, то зачем я буду так морочиться?


 

Только что получил посылку с новой порцией смолы. Поскольку всю неделю стояли морозы 20 градусов и ниже, ожидал, что смола придёт помутневшая (когда смола замерзает, то теряет прозрачность и приобретает молочно-мутноватый цвет, могут образовываться хлопья и кристаллы). К счастью, смола пришла в хорошем состоянии, прозрачная, как и полагается.

Тем не менее, остановлюсь на вопросе восстановления прозрачности и текучести смолы в случае, если она попала к вам мутной, загустевшей или с хлопьями, кристаллами и прочими неоднородностями.

Оживление смолы

Первый раз, когда мне попалась в магазине неправильно хранившаяся смола с застывшим куском, я по незнанию сначала грязно выругался, а потом использовал только то, что не застыло, остальное просто выбросил. Я тогда не знал, что смолу можно реанимировать. И делается это очень просто.

Нужно в глубокую ёмкость подходящего размера налить горячую (50-60 градусов) воду, поставить в эту ёмкость с водой флакон со смолой, которая застыла или помутнела, и подержать его там минут 10-15.

Флакон должен поместиться таким образом, чтобы уровень воды был выше уровня смолы. Т.е. смола должна быть в горячей воде, потому что именно горячая вода и вернёт её к жизни. Температуру воды лично я определял не по градуснику, а рукой: открывал кран с горячей водой, ждал, пока вода прогреется, и наполнял ковшик. Руке должно быть горячо, но более- менее терпимо.

Флакон со смолой периодически следует доставать из горячей воды, чтобы посмотреть на процесс, а заодно перемешать смолу (просто потряхивая флакон) для более равномерного прогревания. Как только смола снова станет прозрачной и равномерно текучей, нагревание можно прекратить, а смоле дать остыть при комнатной температуре.

Обратите внимание: в этом разделе я говорил только об одном из компонентов эпоксидного компаунда – о смоле (второй компонент – отвердитель – мы не трогаем)! Т.е. в горячую воду мы помещаем не приготовленную смолу, а только одну её часть.

Если поместить в горячую воду приготовленный компаунд, то это будет способствовать отчасти дегазации (выведению на поверхность лишних пузырьков воздуха), а также более быстрому застыванию эпоксидки.

И вовсе не обязательно после описанного процесса реанимации сразу начинать готовить смолу к работе: смолу можно хранить и использовать по мере надобности как обычно.

Описанный способ позволяет избавиться от двух основных проблем: помутнение смолы (возникающее, например, при транспортировке зимой) и появление загустевшего осадка (тоже, скорее всего, от неправильного хранения).

 

Пожелтел отвердитель

В моей практике были и проблемы со вторым компонентом эпоксидной смолы: отвердитель от долгого хранения желтел (на фото даже сквозь полупрозрачный флакон проступает желтизна отвердителя). На эту неприятность я натыкался два раза (и оба раза, кстати говоря, проблемы были с французской Crystal Resin Gedeo). Как сделать его снова прозрачным, я не знаю, но могу сказать, что на застывании смолы это в моём случае никак не сказалось. Всё развелось как обычно и застыло качественно.

Вот только раз уж смола получается желтоватая и это не исправить, то стоит подумать о том, чтобы усугубить эффект. А именно: добавить желтый (красный, оранжевый или ещё какой) краситель. Недостаток превращается в достоинство, это же здорово!


 

Ну вот, смолу выбрали, заказали, получили, оживили (в случае надобности), теперь можно и поработать с ней. Способов использования смолы не очень много: отливка купола на плоской поверхности (о поверхностях и их подготовке к заливке поговорим отдельно), отливка в силиконовых или полипропиленовых формах (молдах), заливка в готовые сеттинги или бутылочки. Есть и более экзотические методы работы с эпоксидкой, но я их рассматривать не буду… пока не буду.

А по-крупному, пожалуй, хватит трёх описанных. Но и здесь тонкостей хватает. В некоторых случаях можно обойтись одной заливкой, в некоторых – требуется 2-3 заливки, часто бывает не обойтись без шлифовки, полировки, покраски и лакировки. Поговорим обо всём по порядку.

Объем или вес

Для правильного застывания следует аккуратно отмерить компоненты эпоксидной смолы (самой смолы и отвердителя). Как правило, когда вы покупаете набор для смешивания эпоксидной смолы, отвердитель поставляется в баночке меньшего объема. А в инструкции подробно описано: сколько частей отвердителя на сколько частей смолы следует взять.

Но вам следует обратить внимание на то, в чем измеряются пропорции смолы и отвердителя. Некоторые виды (например, Crystal Resin Gedeo от Pebeo) указывают пропорции объема. Там в заводской упаковке даже специальная мерная ложка имеется с делениями в миллилитрах. А некоторые смолы (например, Crystal (hobbymagic.ru)) удобнее смешивать по весу (хотя на сайте продавца указаны и те, и другие пропорции).

В любом случае, вам следует обратить внимание на единицы измерения пропорций для смешивания, т.к. в случае нарушения пропорций смола может не застыть, как положено.

Поначалу, когда в моём арсенале была только смола Crystal Resin от Pebeo, что я только не использовал для измерения 2 частей смолы и 1 части отвердителя: одноразовые шприцы, одноразовые стаканчики, мерные стаканчики от различных лекарств, контейнеры от бахил и киндер-сюрпризов. Но это не очень удобно: мерные ёмкости очистить проблематично, приходится выбрасывать, а это дополнительная статья расходов.

Для измерения американской смолы я уже использовал два шприца (один для смолы, второй для отвердителя), что ещё более накладно.

Наконец, перейдя на смолу Crystal (hobbymagic.ru), я решил потратиться на точные весы. И ни разу не пожалел. Это разовое вложение уже давно окупилось, так как смешивание компонентов происходит сразу в стаканчиках для замеса и никакие промежуточные емкости для измерения объема уже не требуются. К тому же отмерить можно любое количество, а не только то, что помещается в мерный стаканчик. Учитывая стоимость смолы, вопрос её бережного расхода не является праздным.

Ну и опять же весы вещь такая, что может пригодиться не только в работе со смолой. Я, к примеру, часто использую весы, чтобы выбрать две равные по весу бусины для сборки серёжек. Ведь приятней иметь серёжки одинаковой массы. А когда бусины делаются вручную, то конечно возможны расхождения веса у разных бусин и приходится подбирать парочку похожих.

Поскольку чаще всего пропорции для эпоксидных смол подбираются по весу (а по объёму получаются дробные цифры), то советую приобрести весы, очень удобная вещица!

Ну и чтобы закрыть тему измерения, приведу пропорции для тех смол, с которыми лично я имел дело:

Марка смолыПроизводитель (страна)Пропорции смешивания по объёмуПропорции смешивания по весу
1 Crystal Resin Gedeo Pebeo, Франция 2:1
2 Смола прозрачная ювелирная эпоксидная для "объемной линзы" США 3:1,2 3:1
3 Crystal Россия 4:1,2 4:1
4 CRYSTAL Clear Resin 1,74:1 2:1
5 Brilliant Resin 2:1*
6 EPOXY 520(921) Чехия 2:1*
7 Crystal Glass Россия 2:1 2:1

* или в процентах 100:45-55


 

Не допускать перегрева

При смешивании компонентов смолы следует учитывать, что после смешивания начинается химическая реакция с выделением тепла. Скорость протекания этой реакции и количество выделяемого тепла может меняться для разных смол от разных производителей. Но, по-любому, тепло будет выделяться. И если вы захотите развести побольше смолы, чтобы залить ею сразу все свои шедевры, то закончиться это может весьма печально.

Если развести сразу большой объём смолы, то теплу от нагревающейся смолы будет некуда выходить (вокруг такая же нагревающаяся смола). В результате в центре может оказаться очень высокая температура и реакция затвердевания смолы может пройти так быстро, что вы даже опомниться не успеете, как получите емкость горячей застывшей смолы.

Именно так однажды у меня и произошло со смолой Crystal Resin от Pebeo. Причем я не так уж много и смолы-то развел: всего полстакана (100 мл.). Как обычно отставил в сторонку на полчасика, чтобы вышли лишние пузыри, а когда снова вернулся к смоле, она весьма сильно нагрелась, пожелтела и напоминала густую карамель. Я ещё попытался как-то спасти положение и достал первую попавшуюся в руки силиконовую форму, но не успел: через пару секунд смола затвердела (не загустела, а именно затвердела). Так и остался у меня в руках пластиковый стаканчик с испорченной смолой.

Понимаю, что понятие «большой объём» – весьма неточное. Поэтому совет такой: начинайте разводить смолу (особенно незнакомую, к которой ещё не приноровились) в маленьком (100 мл.) одноразовом стаканчике. И для начала разводите не больше половины этого маленького стаканчика. Когда смешали компоненты смолы и отставили в сторонку для выхода пузырьков воздуха, периодически (примерно раз в 20 минут) проверяйте подготовленную смолу. Если она становится очень горячей, значит лучше не медлить. А если вы еще не готовы заливать её по формам, то можно просто разлить на два разных стаканчика и поставить в относительно прохладное место: в меньшем объёме смола не станет так сильно нагреваться.

 

Смола и вода

На всякий случай следует обратить внимание: эпоксидная смола совершенно не дружит с водой. Поэтому: стаканчики, в которых вы разводите смолу, палочки (или ложечки), которыми перемешиваете смолу, шприцы, которыми пользуетесь для заливки в молды, и сами молды должны быть СУХИМИ.

 

Хранение смолы

Смолу лучше всего хранить в сухом тёмном месте при комнатной температуре. Я свои запасы смолы и красителей для смолы храню в плотно закрытых флаконах (в тех, в которых купил), флаконы – в пластмассовом ящике с плотно закрывающейся крышкой. Поскольку у моего ящика стенки полупрозрачные, я просто закрываю стенки ящика плотной бумагой, чтобы защитить смолу от света. Вы можете сразу найти ящик с непрозрачными стенками.

 

На что ещё потратиться

Естественно, основная статья расходов для меня – это эпоксидная смола. Но есть и другие расходные материалы, о запасах которых я постоянно забочусь.

Я уже упоминал шприцы. Даже если для измерения компонентов смолы вы будете пользоваться весами, одноразовые шприцы всё равно могут оказаться весьма полезным инструментом. Во-первых, наливать смолу на декорируемую поверхность шприцом мне лично гораздо удобнее, чем шпателем, с которого вечно что-то капает. Во-вторых, шприц идеален для отмеривания равных порций смолы (например, когда вы отливаете пару серёжек).

Но при покупке следует обратить внимание: шприцы должны быть одноразовые, со съёмной иглой и с резиновым поршнем. Шприцы с пластмассовым поршнем плохо работают с отвердителем смолы: поршень движется рывками, а отвердитель выскакивает из шприца «плевками». На первом фото – правильный шприц: игла снимается, поршень резиновый (деталька черного цвета).

А вот фото «неправильного» шприца: поршень (деталька зеленого цвета) полностью пластмассовый, без резинового уплотнителя.

Следующая статья расходов – одноразовые стаканчики. Надеюсь, по представленному фото вы догадались, что этот предмет улетает в огромных количествах и его лучше покупать в оптовом магазине.

Деревянные шпатели. Проще говоря, палочки от мороженого. Можно перемешивать чем угодно. Но я привык именно к этим палочкам: наверное, сказалось использование французской Crystal Resin Gedeo, в которой шпатели (правда, огромных размеров) идут в заводской упаковке наряду с полиэтиленовыми перчатками. Кстати, этими перчатками я никогда не пользуюсь: разводить и тем более наливать в них смолу просто неудобно.

Надо полагать, единственное назначение этих перчаток: защитить руки от смолы. Если вы запачкали руки в смоле, то самое простое – воспользоваться средством для снятия лака (можно без ацетона). Ватный диск и совсем чуть-чуть этой жидкости быстро и без особых усилий очищают руки от смолы. Мытьё рук водой с мылом такого эффекта не даёт: мыла уходит много, а толку мало.


 

Думаю, для первого раза информации вполне достаточно. Продолжение во второй части: различные поверхности, покрываемые смолой, виды форм и молдов, используемых для отливок.

А если у вас остались (или появились) вопросы по первой части, смело задавайте их в комментариях к этому материалу.

Слайд-шоу:


Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
http://shop.art-gi.ru/index.php/moi-raboty/about-smola-m/52-es01#sigProGalleria32cff5d548

 

Комментарии   

 
0 # Юлия 03.11.2017 03:39
Подскажите пожалуйста какую лучше смолу выбрать для заливки картин ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 03.11.2017 05:18
Цитирую Юлия:
Подскажите пожалуйста какую лучше смолу выбрать для заливки картин ?

Юлия, добрый день. Картина картине рознь, конечно. прежде всего встаёт вопрос о размере заливки. Первое, что я вспомнил после слов "заливка картин" – картину из детства, которую у отца на работе заливали смолой или чем-то похожим. Там был размер примерно А3.
Самая большая поверхность, которую я пока заливал, была поверхность шкатулки, примерно 20х10 см. Я заливал ярославской Crystal Glass (из handstory.ru).
Всё прошло успешно: https://pp.userapi.com/c620718/v620718953/197ba/RsOxAfZsCBs.jpg



Думаю, что сейчас я бы выбрал или туже ярославскую, или питерскую ПЭО-10КФ-20/0 (http://shop.art-gi.ru/index.php/moi-raboty/about-smola-m/66-mk20), или быстрый вариант недавно опробованной "Master F opticNEW" (http://shop.art-gi.ru/index.php/moi-raboty/about-smola-m/67-es07).

В любом случае я выберу смолу, которую можно применять для заливки купола (картина ведь плоская, надо, чтобы смола не утекла).
И очень хорошо, чтобы смола не слишком желтела со временем.

Вы спросили только про смолу, но на всякий случай оговорюсь. При любой смоле и любой картине (масло, акрил, на бумаге, на холсте и др.) я перед заливкой смолы первым делом защитил бы поверхность картины лаком (2-3 слоя). Хорошо подходит лак-клей для декупажа по твёрдым поверхностям. Лак я описывал в одном из первых мастер-классов (http://shop.art-gi.ru/index.php/moi-raboty/master-klassy/14-mk01) и с тех пор пользуюсь им постоянно (очень хорошо себя зарекомендовал) .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Елина 22.10.2017 17:56
Здравствуйте!
Спасибо вам за полезную и интересную статью!
Смола Crystal под №3 - это, наверное, epoxy crystal plus? Очень похоже на нее и тоже пишут "аналог Crystal Resin".
Я пробовала эту смолу. Делала заливки весной, а сейчас по прошествии полгода все изделия из нее сильно пожелтели. При заливке добавляла чуть свыше нормы отвердителя, смола застывала за сутки. Может по этому появился эффект желтизны? А французская и американская смолы у вас не желтели? Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 23.10.2017 05:41
Добрый день! Рад, что статья оказалась полезной :)
Не знаю точно про происхождение смолы № 3. Но "epoxy" у меня ассоциируется почему-то с чешской смолой, а слово "crystal" пихается практически в название если не каждой смолы, то уж точно через одну :))) Чешскую пробовал только один раз и больше не хочу с ней связываться (бешеное количество пузырей даже при самой осторожной работе).
По поводу пожелтения со временем. Из франции у меня был опыт с Pebeo (№ 1 в списке). Я в обзоре написал про лёгкую желтизну. А вот недавно наткнулся на отливку, которой около четырех-пяти лет, – не янтарь конечно, но очень жёлтый Crystal :)))
Американская (под № 2) тоже желтизной отдавала, но очень старых отливок у меня не сохранилось...
Не сообразил в своё время откладывать подписанные образцы: сейчас бы хорошая коллекция была...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Надежда 08.10.2017 22:18
Прочитала вашу статью, интересно конечно. Скажите а у вас была когда нибудь аллергия на эпоксидку? Или слышали может от кого ? У меня сейчас жуткая аллергия началась,лицо горит,щипит. Проявилась не сразу.Постепенн о появлялись красные пятна на лице и сыпь на руках,сначала думала что то не то скушал. Хотя раньше аллергией вообще не страдала. Смолу использую gedeo. Все лицо как обоженное, кожа теперь какой день облазиет и шелушиться. Работала без респиратора и перчаток. Но аккурано. Взялась доделать заливки уже в перчатках и респираторе и началось все по новой,жуть как болит и шипит лицо. Очень растроилась .Кто нибудь может подсказать смена смолы на другую может избежать таких проблем ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 09.10.2017 07:02
Цитирую Надежда:
Прочитала вашу статью, интересно конечно. Скажите а у вас была когда нибудь аллергия на эпоксидку? Или слышали может от кого ? У меня сейчас жуткая аллергия началась,лицо горит,щипит. Проявилась не сразу.Постепенно появлялись красные пятна на лице и сыпь на руках,сначала думала что то не то скушал. Хотя раньше аллергией вообще не страдала. Смолу использую gedeo. Все лицо как обоженное, кожа теперь какой день облазиет и шелушиться. Работала без респиратора и перчаток. Но аккурано. Взялась доделать заливки уже в перчатках и респираторе и началось все по новой,жуть как болит и шипит лицо. Очень растроилась .Кто нибудь может подсказать смена смолы на другую может избежать таких проблем ?


Добрый день! У меня аллергии на смолу никогда не было. Хотя аллергия у меня бывает (летом от тополиного пуха лицо постоянно чешется, а ещё щёки чешутся от растительных сливок и порошкового вина – тут меня фиг обманешь словами "всё только натуральное" :))
Но вот на смолу у меня никогда (тьфу-тьфу) ничего не было. Только, когда работая без перчаток, вляпывался в смолу, кожа потом сохла. Теперь стараюсь не вляпываться, т.к. в перчатках работать не привык.
Аллергия дело очень субъективное. Вспоминаю запах gedeo, он не такой уж и сильный. Хотя я первый раз по глупости нюхнул из двух флаконов: смола почти без запаха, а вот у отвердителя запах резковатый. Пожалел, что нюхнул прямо из флакона.
О такой реакции, как у вас ни от кого не слышал. Но, ещё раз повторюсь, аллергия - дело очень личное.
Можете попробовать сменить смолу. Из всех опробованных мною могу посоветовать ярославскую (http://handstory.ru/epoksidnaya-smola-crystal-glass-150-gr/). У неё самый нейтральный, на мой взгляд, запах. Старайтесь работать со смолой так, чтобы избежать возможного вдыхания паров (немного со стороны). И обязательно с хорошей вентиляцией (вытяжка может помочь).
Но, если реакция повторится, то наверное вам не стоит дальше пробовать все смолы. Возможно, у вас какая-то индивидуальная непереносимость компонентов смолы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Ольга 30.08.2017 21:44
Добрый день! Отличная статья, целый труд- инструкция, огромное спасибо!
Я рисую и хочу попробовать делать картины с заливкой смолой (Я правильнг понимаю, что по-английски это звучит как art resin? )
Скажите, описанные вами виды смол подходят для этого вида работ? То есть процесс такой: картина акварелью или тушью, черрилами на листе, потом лист наклеивается на дерев.панель, покрывается лаком и потом смолой?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 31.08.2017 06:59
Цитирую Ольга:
Я правильно понимаю, что по-английски это звучит как art resin?

Ну в общем, да, наверное так. Хотя мой английский не слишком силён. С трудом хватает на общение на ярмарках. В остальном помогает яндекс-переводчик :))

Цитирую Ольга:
Скажите, описанные вами виды смол подходят для этого вида работ? То есть процесс такой: картина акварелью или тушью, черрилами на листе, потом лист наклеивается на дерев.панель, покрывается лаком и потом смолой?

Да, подходят. Я, правда, заливал только распечатки на фотобумаге и бумагу для упаковки. Но самое главное: несколько слоёв лака (2-3), чтобы смола не добралась до бумаги. Я использовал в качестве защиты лак-клей для декупажа по твёрдым поверхностям. Когда его не оказалось под рукой, однажды воспользовался цапон-лаком. Тоже помогло. Как следует пролачьте саму поверхность и особое внимание уделите краям: именно там смола чаще всего пробирается внутрь...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Яна 22.08.2017 06:55
Здравствуйте!Мн е очень понравилась вашаа статья.Я сама только собираюсь начать работу со смолами.Возника ет вопрос-на сколько токсична работа со смолой?Я слышала,что особо много токсинов выделяется именно при высыхании,правд а ли это?На американском сайте Art resin уверяют,что эти материалы абсолютно безвредны даже для детей,но может у них чем-то отличается сам состав смол?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 22.08.2017 07:14
Цитирую Яна:
Здравствуйте!Мне очень понравилась вашаа статья.Я сама только собираюсь начать работу со смолами.Возникает вопрос-на сколько токсична работа со смолой?Я слышала,что особо много токсинов выделяется именно при высыхании,правда ли это?На американском сайте Art resin уверяют,что эти материалы абсолютно безвредны даже для детей,но может у них чем-то отличается сам состав смол?



Я рекомендую проводить все работы по заливке смолы в хорошо проветриваемом помещении. Я обычно заливку провожу на кухне, на подоконнике рядом с открытой форточкой и ещё иногда включаю вытяжку.
Залитые заготовки я обычно оставляю застывать в пластиковых коробках с плотно закрытой крышкой. Это и от пыли защищает, и от лишних испарений.
Про вред смолы написано не так много. Разве что про ПЭО разработчиками написано более подробно вот тут: www.lfpti.ru/lp_article_08.htm
Думаю, что остальные смолы оказывают на организм примерно такое же воздействие. Поэтому: 1. всегда проветривать 2. застывать под крышкой.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Марина 17.07.2017 11:33
Добрый день! Спасибо за очень интересное и доступное описание различий смол и основных моментов! Полагаю,Вы уже испробовали Crystal glass . Может, подскажите,как бороться с пузырьками? Стоит ли подогревать,или лучше дать отстояться? И с большими пузырями все просто,но как избавиться от мелких??
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 18.07.2017 10:24
Цитирую Марина:
Полагаю,Вы уже испробовали Crystal glass . Может, подскажите,как бороться с пузырьками? Стоит ли подогревать,или лучше дать отстояться? И с большими пузырями все просто,но как избавиться от мелких??

Марина, добрый день! Спасибо за тёплые слова!
Да, Crystal glass я уже опробовал. Остался весьма доволен и даже посвятил обзору этой смолы отдельную статью: http://shop.art-gi.ru/index.php/moi-raboty/about-smola-m/54-es03
С пузырьками надо бороться комплексно: во-первых, стараться размешивать очень медленно и долго (минут 5-10); во-вторых, можно прогреть на водяной бане (зимой я ставлю стаканчик на батарею центрального отопления, проложив полотенце, чтобы не сильно грело) или дать отстояться. Последнее (греть или отстояться) зависит от марки смолы. Для семейства ПЭО можно просто дать отстояться (она долго остаётся жидкой), а можно и прогреть, хуже не будет.
Для Crystal Glass всё тоже, но только время схватывания не такое продолжительное , поэтому надо постоянно следить за процессом. Crystal Glass вообще даёт не очень много пузырей, и они очень быстро поднимаются на поверхность, собираясь в более крупные, которые легко убрать, проткнув зубочисткой. Я обычно Crystal Glass отставляю в сторонку на 15-20 минут, не более.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Anne 09.05.2017 23:17
My spouse and I absolutely love your blog and find almost all of your post's to be exactly what I'm looking for.
Does one offer guest writers to write content in your case?
I wouldn't mind creating a post or elaborating on a
number of the subjects you write with regards to
here. Again, awesome blog!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # manicure 08.05.2017 06:02
Awesome article.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Lionel 03.05.2017 18:49
Wow, this article is nice, my younger sister is analyzing these
kinds of things, so I am going to inform her.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Александра 01.12.2016 22:47
Здравствуйте, Игорь. А бывало ли так, что уже по прошествии некоторого времени смола сильно желтела. Например у Вас есть работы в виде кристаллов или браслет с розами. Желтизна подобным изделиям не к лицу. Я пользовалась смолой номер 1, и через два года она стала цвета янтаря. Изделия хранила в закрытых от солнца коробках. Этот факт расстроил, возможно причина в несоблюдении мной технологии? хотя какая тут технология, главное выдержать пропорции компонентов... Единственно, возможно что причиной стало то, что температура в жилых помещениях у нас может приближаться к 40 градусам?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 02.12.2016 11:20
Александра, добрый день! Да, бывало и не раз. Дело в том, что со временем почти все смолы желтеют. Одни больше, другие меньше. Не подвержены желтению, как правило, те смолы, в которые добавляется специальный отбеливатель. Но такая добавка может в момент заливки радикально менять окраску некоторых цветов.
Как говорится, из огня да в полымя :)
Я стараюсь подбирать такие цветы, чтобы пожелтение смолы со временем не сильно портило общий вид. Ещё один выход: красить фон. Т.е. я заливаю цветы между двумя разными слоями смолы: прозрачным и подкрашенным. Подкрашенный фон может хорошо маскировать желтизну.
К сожалению, совсем не желтеющих смол я не встречал. Так же как и совсем невыгорающих со временем цветов...
А смола от Pebeo у меня желтела очень сильно. Поэтому я очень легко с ней расстался.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Александра 03.12.2016 22:42
Спасибо, Игорь, за ответ! Да, природа великая шутница и чем прекраснее её творения, тем меньший срок им отмерен...и очень трудно бережно и тонко продлить, хоть и не на долго им жизнь...здорово как у Вас это получается!!! (это о цветах, а про смолы: я тогда не поняла, на какой Вы всё-таки остановились? Я цветы не заливаю, я покрываю полимерную глину, она, наверное, более устойчива к отбеливателю.)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Игорь Голинский 05.12.2016 07:04
Александра, я сейчас остановился на отечественной смоле из Ярославля (handstory.ru). Вот тут подробнее описал: http://shop.art-gi.ru/index.php/moi-raboty/about-smola-m/54-es03
Меня в ней устраивает малое количество пузырей и относительно быстрое застывание. Со временем, конечно, немного желтит, хотя и не так сильно как Pebeo.
С отбеливателем раньше была питерская смола (c hobbymagic.ru), она почти не желтит. Но очень уж долго застывает. Не очень удобно работать, особенно когда твой рабочий кабинет – это обычный обеденный стол на кухне :))
А полимерка, действительно, не столь критична к отбеливателю. Т.е. можно выбирать любую смолу (и с отбеливателем, и без).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Денис 29.09.2016 15:12
Почему они не продают Жидкий силикон? Только готовые молды силиконовые.
Просто с Москвы или с Питера доставка стала дороже чем раньше (((
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 29.09.2016 05:43
Цитирую Денис:
А вот и заработал сайт. Испугался поначалу, где еще то брать смолу чтоб пузырьков не было )))

:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Денис 29.09.2016 01:40
Цитирую Игорь Голинский:
Цитирую Денис:
Здравствуйте.
А что случилось с сайтом где Вы покупали смолу? Не работает сайт. Закрылись?

Добрый день. Денис, вы о handstory.ru/ ?
Вот только что проверил: сайт на месте, всё работает. Может у них были временные проблемы с сайтом. Такое бывает (у меня тоже несколько раз закрывался ненадолго).

А вот и заработал сайт. Испугался поначалу, где еще то брать смолу чтоб пузырьков не было )))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 28.09.2016 12:20
Цитирую Денис:
Здравствуйте.
А что случилось с сайтом где Вы покупали смолу? Не работает сайт. Закрылись?

Добрый день. Денис, вы о handstory.ru/ ?
Вот только что проверил: сайт на месте, всё работает. Может у них были временные проблемы с сайтом. Такое бывает (у меня тоже несколько раз закрывался ненадолго).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Денис 28.09.2016 04:26
Здравствуйте.
А что случилось с сайтом где Вы покупали смолу? Не работает сайт. Закрылись?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Денис 24.08.2016 10:13
Мда, вот с силиконом в моем городе проблема.
Придется все заказывать на том сайте где Вы и приобретаете смолу.
Спасибо за помощь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 24.08.2016 06:37
Цитирую Денис:
Вот на этом сайте покупал жидкий силикон, форму-копию сам заливал www.mag-strekoza.com/ru/catalog/id187/id262/5721c60402f01.html
А вот и эпоксидки покупал на этом же сайте - http://www.mag-strekoza.com/ru/catalog/id187/id189/id1489.html
ПЭО-510 КЭ и ПЭО-10К-20/0


Денис, думаю причина кроется в несовместимости именно этого силикона и смолы ПЭО.
Прочитал на одном из сайтов:
-----------------------------------------
Форму для эпоксидной смолы лучше брать из платинового силикона... - такая форма прослужит дольше и не будет выедаться, в отличие от обычных силиконов...

...Силиконы с нейтральными платиновыми катализаторами в большинстве случаев более устойчивы к агрессивным средам. чем силиконы на оловянном катализаторе...
-----------------------------------------
Силикон, который вы использовали, Силагерм, отверждается соединениями олова. И, хоть там и написано, что он предназначен для форм под эпоксидку. Но, видимо, эпоксидки тоже бывают разные.
По опыту знаю, что ПЭО довольно агрессивная смола, в ней явно используются отбеливатели (чтобы не желтела). Многие цветы в ПЭО у меня кардинально меняли цвет, хотя в других смолах вели себя адекватно. Да и время застывания у этой смолы более длительное, т.е. более длительное время она реагирует с силиконом в жидком виде.
Думаю, для ПЭО нужно выбирать силикон на другой основе (платиновый катализатор).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Денис 23.08.2016 14:45
Вот на этом сайте покупал жидкий силикон, форму-копию сам заливал www.mag-strekoza.com/ru/catalog/id187/id262/5721c60402f01.html
А вот и эпоксидки покупал на этом же сайте - http://www.mag-strekoza.com/ru/catalog/id187/id189/id1489.html
ПЭО-510 КЭ и ПЭО-10К-20/0
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 22.08.2016 08:34
Цитирую Денис:
Да Игорь, вы правы, не то покупаю. Щас эта эпоксидка ПЭО намертво прилипла к молду из силикона, расстроился. И вправду в Интернете пишут что ПЭО - это клей, но ни как не смола.
А доставка сколько они берут которую вы мне ссылку скинули?
Напишу им сейчас вопрос.

Денис, стоимость доставки зависит от дальности и вида отправления (первый класс или простая посылка. Детали вот здесь описаны: http://handstory.ru/dostavka-i-oplata/
А ПЭО это не всегда клей. Вот, например, эпоксидная смола под маркой ПЭО: http://master-fimo.ru/product/bescvetnaja-epoksidnaja-smola-kompaund-peo-510ke-200-analog-crystal-resin-150-gramm/
Кстати, та самая, о которой вы писали в самом начале. И в техническом описании она часто упоминается как "клей-компаунд" . Но тут четко сказано, что она предназначена в том числе и для заливки в формы (и это проверено, в том числе, и на личном опыте).
И она нормально заливается в силикон и потом также нормально вынимается. Очень странно, что он приклеился к силикону, да ещё намертво. Может что-то не то с самой формой? Форма покупная? Можно ссылочки кинуть на сайты где покупалась смола и где покупалась форма?

А вообще эпоксидные клей и смола отличаются по сути лишь нюансами:
1. смола обычно застывает дольше (около суток), а клей быстрее (в пределах часа)
2. смола, предназначенная для изготовления бижутерии и сувениров, обычно имеет определенные оптические свойства (прозрачность), клею такая характеристика не очень важна.
3. клей как правило имеет более резкий запах, смола не так сильно пахнет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Денис 22.08.2016 08:06
Цитирую Игорь Голинский:
Цитирую Денис:
Доброго времени суток Игорь.
Спасибо за ответ. Значит попробую, вот цена только кусается - за 30гр эпоксидки и 10гр отвердителя - 165руб.
Вот почему то в Интернете все пишут про ПЭО эпоксидный клей.

Денис, какую-то вы очень кучерявую ПЭО покупаете: всего 40 граммов за 165 рублей... Может стоит прикупить проверенной смолы? 150 граммов за 306 рублей?
Вот ссылочка: http://handstory.ru/product/epoksidnaya-smola-crystal-glass-150-gr/
А то меня как-то насторожило ваше соотношений "масса-цена". Может вы не совсем то приобретаете?

Да Игорь, вы правы, не то покупаю. Щас эта эпоксидка ПЭО намертво прилипла к молду из силикона, расстроился. И вправду в Интернете пишут что ПЭО - это клей, но ни как не смола.
А доставка сколько они берут которую вы мне ссылку скинули?
Напишу им сейчас вопрос.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 21.08.2016 10:45
Цитирую Денис:
Доброго времени суток Игорь.
Спасибо за ответ. Значит попробую, вот цена только кусается - за 30гр эпоксидки и 10гр отвердителя - 165руб.
Вот почему то в Интернете все пишут про ПЭО эпоксидный клей.

Денис, какую-то вы очень кучерявую ПЭО покупаете: всего 40 граммов за 165 рублей... Может стоит прикупить проверенной смолы? 150 граммов за 306 рублей?
Вот ссылочка: http://handstory.ru/product/epoksidnaya-smola-crystal-glass-150-gr/
А то меня как-то насторожило ваше соотношений "масса-цена". Может вы не совсем то приобретаете?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Денис 20.08.2016 08:38
Доброго времени суток Игорь.
Спасибо за ответ. Значит попробую, вот цена только кусается - за 30гр эпоксидки и 10гр отвердителя - 165руб.
Вот почему то в Интернете все пишут про ПЭО эпоксидный клей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь Голинский 19.08.2016 17:57
Цитирую Денис:
Здравствуйте )))
Вопрос один меня мучает. Купил Эпоксидку фирмы ПЭО-510КЭ-20/0 и ПЭО-10К-20/0. Так вот. Продавец говорит что в любую форму из силикона можно заливать эти Эпоксидки. Но. В Интернете нашел информацию про них в том числе и сайт которую Вы написали выше, что эти ПЭО не смола, а клей. Так как тогда получается, в какие формы их лить? У меня только формы из силикона.
Спасибо заранее за ответ.


Доброго времени суток, Денис.
Можете смело использовать силиконовые формы.
Дело в том, что даже вездесущий клей "Момент" не всё клеит: полиэтилен, к примеру, только испачкает :)
Эпоксидную смолу вполне можно назвать клеем (это скорее вопрос терминологии), хоть и очень жидким и долго застывающим. Им ведь можно склеить две поверхности: например, металлическую шапочку можно приклеить к бусине из той же смолы. У меня здесь есть мастер-класс, в котором я заливаю цветы в стеклянные бутылочки. И я там приклеиваю пробку к горлышку бутылки.
Но! Имеются исключения. Эпоксидная смола НЕ приклеивается к силикону, полипропилену и полиэтилену. Именно поэтому молды для заливки смолы делают из силикона и полипропилена (чаще из силикона).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Денис 19.08.2016 14:25
Здравствуйте )))
Вопрос один меня мучает. Купил Эпоксидку фирмы ПЭО-510КЭ-20/0 и ПЭО-10К-20/0. Так вот. Продавец говорит что в любую форму из силикона можно заливать эти Эпоксидки. Но. В Интернете нашел информацию про них в том числе и сайт которую Вы написали выше, что эти ПЭО не смола, а клей. Так как тогда получается, в какие формы их лить? У меня только формы из силикона.
Спасибо заранее за ответ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Вы здесь: Главная Полезное Про эпоксидную смолу Часть 1. Выбор смолы, транспортировка, хранение, смешивание